Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье обращается особое внимание на необходимость освоения детьми выходцев из России русской речи и русской культуры как на одно из важных условий их полноценной интеграции в новую жизнь.
Являясь представителями одного из самых крупных союзов молодежных культурно-образовательных объединений в Европе, ассоциации EUROLOG, авторы отмечают свои достижения, в числе которых и создание Интернет-портала (www.eurolog-russ.de), где педагоги и родители могут узнать о жизни русскоязычных школ и детских садов в Европе, найти материалы, полезные для занятий с детьми. На портале размещен и постоянно обновляется уникальный банк данных, в котором собраны сведения о множестве общественных организаций в Европе, основная цель которых – сохранение русской культуры и русского языка среди детей и молодежи при реализации интеграционных проектов.