Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Спросите иностранца: какие ассоциации у него возникают при словах Россия, русский? Почти уверен, что вы услышите примерно следующие ответы: самовар, матрешка, медведь, тройка, балет, литература, икра; кто-то добавит: мафия, лень, гостеприимство, Гагарин, русские красавицы, Кремль... Стереотипы живучи, и именно они формируют образ страны, народа, культуры в глазах других народов; эти стереотипы могут нам нравиться или не нравиться, но они были, есть и будут. Как бы то ни было, в этом перечне стереотипов водку назовут обязательно! Однако официальное признание водки оригинальным русским (российским) «изобретением» произошло совсем недавно: только в 1982 году международный арбитражный суд подтвердил исключительное право России (тогда — СССР) на данный алкогольный напиток.