Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Основные научные направления и содержание многочисленных докладов, сообщений, выступлений и дискуссий были необозримы для одного участника. Пришлось выбирать. Выбрал то, что кажется наиболее актуальным и перспективным в научном и дидактическом смысле: «Концептосфера русского языка». Может быть, было бы логичнее и точнее определить направление как «Концептосфера национального русского сознания и ее отражение/воплощение в языке» или хотя бы «Концептосфера русского языкового сознания». Неточность названия отразила и существующую в представлении многих лингвистов и преподавателей-практиков неясность, расплывчатость, неопределенность, субъективность содержания категории концепта, языковой картины мира и когнитивного подхода к описанию языка. Пять заседаний данного направления очень хорошо показали, с одной стороны, зыбкость и неустойчивость представления о когнитивном исследовании языка, но, с другой стороны, продемонстрировали широчайший охват мыслительных объектов исследования. Список представленных категорий сознания впечатляет: «Бог», «Душа», «Человек», «Время», «Дом», «Путь», «Печаль», «Воля», «Память», «Пространство», «Добро», «Престиж», «Профессор», «Белорусская шляхта» и др. Основными предметами полемического обмена мнениями оказались такие вопросы, как определение понятия «концепт», разграничение «концепта» и «понятия», соотношение концепта и образa.