Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 12 по 22 марта в Российском центре науки и культуры в Улан-Баторе (Монголия) проходила Декада учителя русского языка. Инициаторами этого мероприятия стали Центр русского языка РЦНК и Институт иностранных языков МГУНТ, но в его организации участвовали все заинтересованные в улучшении качества преподавания русского языка в Монголии: Департамент образования Улан-Батора, Институт образования МОНКМ, языковые кафедры МГПУ и ИМО МонГУ, институт «Цогт-Улзий» и школы с обучением на русском языке. Содействие данному мероприятию оказали Посольство РФ в Монголии и Союз монгольских обществ дружбы. Программа Декады была составлена с учетом профессиональных интересов учителей русского языка монгольских школ и вузов. Это целый комплекс методических, научно-практических, образовательных и культурных мероприятий.