Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Т.Н. Аксенова, Н.Е. Кожухова, А.В. Санникова, А.А. Шарапа, Е.Ю. Алентаева
Полный текст статьи (pdf, 1690 KB)
31 января 2003 года в БГМУ состоялась XV Международная научно-практическая конференция «Лингвистическая прагматика в содержании обучения языкам». Конференция была проведена при поддержке Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Белорусского общественного объединения преподавателей русского языка как иностранного (БООПРЯИ), Белорусского государственного медицинского университета, Белорусского государственного экономического университета.