Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Система национальных ценностей, характеризующих определенную культуру, оказывает существенное влияние на поведение покупателей при выборе и покупке какого-либо товара. Языковые факторы также часто оказывают существенное влияние на ход предпринимательской деятельности. Так, например, одна из языковых проблем касается многообразия ассоциаций, которые может вызвать одно название на разных языках. Компания «Кока-кола» старалась использовать свои фирменные товарные знаки по всему миру, однако вскоре выяснилось, что слово «диета», присутствующее в названии «Дайет Коук» («Кока-кола для диетического питания»), в немецком и итальянском языках ассоциируется с наличием какой-либо болезни. В этой связи данная марка напитка за пределами США получила название «Кока-кола Лайт» («Легкая Кока-кола»).