Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В настоящее время население Узбекистана составляет около 25 млн. (бо¬лее 130 национальностей) человек, из которых около 6 млн. (20 %) — представители нетитульной нации, т. е. русские, таджики, казахи, киргизы, каракалпаки, корейцы и др. Закономерна постановка во¬проса об актуальности темы межнационального (межэтнического) обще-ния, языка межнационального (межэтнического) общения, о языковой по¬литике в стране. В силу исторических и других факторов функции языка межнационального общения в Узбекистане продолжает выполнять русский язык, хотя официально на эту роль активно продвигают государственный (узбекский) язык. Итоги социолингвистического анкетирования, проведен¬ного представительством Росзарубежцентра в Узбекистане совместно с ру¬систами некоторых ведущих столичных вузов в январе — апреле 2002 года в г. Ташкенте и Ташкентской области, наглядно подтверждают этот факт