Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Поиск универсальных методов описания культуры, несмотря на без¬условно принимаемый исследователями ее знаковый характер, нельзя считать оконченным. Культура и методы ее описания — вечная тема. Можно сказать, что в научных работах на одном полюсе — моде¬лирование и выявление типологии культуры со структурно-семиотических позиций, на другом — описание культуры в ее функционировании [ 1 ]. Эти полюса похожи на синхронию и диахронию в лингвистических описаниях. На синхронном уровне можно интерпретировать культуру с помощью на¬бора оппозиций [2]. Однако развитие и смена различных культурных мо¬делей, т. е. диахрония, подлежит описанию в рамках структуралистского подхода. Например, К. Леви-Стросс говорил о горячих, развивающихся и холодных, ритуализованных культурах. Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, подходя к культуре как феномену, имеющему план выражения и план со-держания, анализировали развитие культуры как мену центра и перифе¬рии. Авторы в своей интерпретации опирались на оппозиции упорядочен¬ное/неупорядоченное, старое/новое, неизменное/подвижное, един¬ство/множественность [3].