Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Существуют две разновидности портрета, которые играют исключи-тельно важную роль в строе русской культуры. Это казенные и куль¬товые портреты.
Под казенным портретом мною подразумевается изображение монарха или иного высокопоставленного лица. Казенный портрет был призван на¬поминать о том, что помещение, в котором находится этот портрет, содер-жится за счет казны и выполняет официальные, чаще всего государствен-ные, функции. К числу казенных портретов принадлежат, таким образом, портреты власть имущих (или их ближайших родственников, например, августейшей супруги или государя-наследника) в присутственных местах, полицейских участках, школах, больницах, судах, прокуратуре, в кабине¬тах разного рода директоров — во всех тех местах, где они должны нахо¬диться в соответствии с принятым в данной стране порядком. Кроме того, казенные портреты могут очутиться и в частных домах, частных предпри-ятиях, магазинах, банках, школах или больницах, если того пожелают чле-ны семьи или владельцы соответствующих учреждений. В подобных слу¬чаях они функционируют необлигаторно и выступают в'качестве знака верноподданности обитателей указанных помещений.