Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Коммуникативно-ориентированная методи¬ка РКИ переживает период несомненного расцвета. Об этом говорит и обилие соот¬ветствующих учебных пособий, и их направлен¬ность на обеспечение практически-речевых це¬лей обучения, и их опора, по преимуществу, на аутентичные тексты, гарантирующие актуаль¬ность, если не злободневность, изучаемого язы¬кового и речевого материала. Если вспомнить не¬когда общепринятую градацию целей обучения РКИ (общеобразовательные, воспитательные, практические), то можно заметить, что в новей¬ших пособиях эта последовательность претерпе¬ла изменения. И дело не только в том, что «вос¬питательные цели обучения» теперь заменены отнюдь не вполне их заменяющими «развиваю¬щими». Дело также в том, что в большинстве из¬вестных нам пособий общеобразовательная и практическая цели поменялись не только места¬ми, но и, условно говоря, удельным весом.