Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русский язык в Латвии в настоящее время имеет статус языка русско¬го национального меньшинства, проживающего на территории данного государства. В качестве родного русский язык изучают око¬ло 120 тысяч учащихся в 180 школах с русским языком обучения и в 133 смешанных (двухпоточных) школах. Сужение пространства русского языка в политической и культурной жизни Латвии в последнее десятиле¬тие породило ряд проблем, с которыми сталкиваются методисты и учите¬ля-русисты, организующие процесс освоения русского языка в школах. Характер этих проблем, как показывает практика, отрицательно сказыва¬ется как на качестве русской речи учащихся, так и на всем процессе осво¬ения русского (родного) языка в школах. Учитывая рамки журнальной статьи, остановимся только на нескольких, наиболее существенных про¬блемах и попытках их решения.