Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Цель этой работы заключается в описании уклада жизни русских людей, позволившего им сохранить свой язык и культуру за рубежом, в Маньчжурии. Для того чтобы показать, при каких условиях и до какой степени может сохраниться язык, рассмотрим рус¬скую колонию, проживавшую за пределами России, в Азии, среди ази¬атского языка и азиатской культуры в первой половине XX века. В на¬стоящее время мир все больше и больше узнает об этой русской колонии, но в данной работе она будет рассмотрена только с точки зре¬ния сохранения русского языка и русской культуры, хотя проблема ко¬лонизации китайцами и русскими северной части Китая, Маньчжу¬рии, после Боксерского восстания 1900 года интересна сама по себе. Чтобы понять, какие социальные слои русского общества пересели¬лись в Маньчжурию, каковы были их культурный уровень, знание рус¬ского языка и в какой культурной и языковой среде они оказались, об¬ратимся к истории возникновения и развития русской колонии в Маньчжурии.