Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
16-20 октября 2001 года в Румынии (Бухарест-Предял) состоялся международный симпозиум «Некруглые годовщины русской литературы», организованный Фондом Культуры Восток-Запад, Обществом Достоевского и Союзом писателей Румынии. В работе симпозиума, центральной темой которого являлись творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова, принимали участие, в первую очередь, русисты-литературоведы из стран бывшего соцлагеря. Кроме выступлений о творчестве трех величайших предста-вителей русской литературы в программу симпозиума были включены и доклады, посвященные творчеству О. Мандельштама, Л. Андреева, М. Цветаевой, В. Высоцкого. Участниками конференции была также за¬тронута тема о сегодняшнем состоянии преподавания русского языка и литературы в представленных на симпозиуме странах. Русисты из Ру-мынии, Венгрии и Украины рассказали об актуальнейших проблемах в этой области.