Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Художественный текст и его геокультурные стратификации. Материалы конференций «Художественный текст и соседние культурные ряды» и «Литература и культурные стратификации»"
Идеи Лотмана о полиглотичности культуры, о взаимосвязи и взаимонеобходимости различ¬ных художественных рядов вдохновили авто¬ров, чьи статьи сошли в первую часть сборника, сосредоточить свое внимание в основном на со¬отношении литературы (семиотическая систе¬ма, ориентированная на естественный язык) и изобразительного искусства (система, связанная с моделированием пространства).
Открывает сборник статья М. Гаспарова «Лю¬ди в пейзаже Бенедикта Лившица: поэтика ана¬колуфа». Разбор стихотворения Лившица «Лю¬ди в пейзаже» предлагает читателю не только блестящий образец анализа, но и показывает, как за одним небольшим текстом проглядывает¬ся общее движение развития русской литерату¬ры тех лет. Другим выдающимся русским авто¬рам начала двадцатого века — А. Ремизову и А. Белому посвящены исследования А. Д'Аме-лии и Т. Никулеску. Разбираются рисунки Реми¬зова и Белого, их соотношение с литературным текстом, роль и функция графики (особо важ¬ной для такого уникального мастера каллигра¬фии, как Ремизов, стоящего близко к типогра¬фическим экспериментам футуристов и символизму сюрреалистов).