Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Все началось в 1975 году, когда в будапештской гимназии им. Кё¬реши Ч. Шандора был проведен конкурс под названием «Конкурс художественного чтения на русском языке». И в первый год в нем приняли участие только ученики гимназии. Но уже начиная с 1976 года конкурс постепенно стал расширяться, пока не приобрел все-венгерского характера. Теперь он имеет и официальный статус. Це-лью конкурса — с самого начала — было повышение мотивации обучения русскому языку, углубленное знакомство с русской лите¬ратурой. Организаторы ориентировались на тех учеников средних школ, ко¬торые, осознавая свои недостаточные знания русской грамматики, слабое владение устной и письменной речью, не решались принимать участие во всевенгерских учебных олимпиадах по русскому языку. Именно таким учени¬кам конкурс давал и дает возможность проявить свою любовь и интерес к рус¬скому языку и русской культуре.