Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Прагматика обращений-антропонимов может быть описана в зависи¬мости от их места в дискурсе: в инициативных и реактивных репли¬ках (фаза «Включение контакта» и фаза «Поддержание контакта»). Понимая под прагматической функцией «функцию воздействия и регуля¬ции поведения» (Киселева, 1978; Рыжова, 1982; Романов, 1990; Форманов-ская, 1998) и считая обращения прагматическими регулятивами (Нестеро¬ва, 1999), рассмотрим различные типы регулятивных тактик, реализуемых обращениями в выделенных фазах. С фазой «Включение контакта» связа¬ны: 1) вокативные регулятивные тактики; 2) вокативно-экспрессивные регу-лятивные тактики. С фазой «Поддержание контакта» — экспрессивные ре-гулятивные тактики.