Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В столице Канады г.Оттаве открывается рос¬сийско-канадская общеобразовательная школа, которая будет отличаться принципиально новой организационной структурой и программой обу¬чения, интегрирующей школьные программы двух стран.
Школа будет работать не в условиях изолиро¬ванной образовательной среды. Взаимопроника¬ющие российско-канадские образовательные процессы начнутся с момента открытия школы и будут развиваться по мере накопления опыта и в ходе поиска новых путей их эффективного сбли¬жения. Этому должны способствовать гибкость обучающего процесса и демократизм учебной программы. Устойчивость образовательной структуры найдет свою реализацию через разви¬тие следующих приоритетов.