Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Отражение экологического мышления в русских художественных текстах XX века (постановка проблемы). Положение о мероприятиях, проводимых под эгидой МАПРЯЛ"
Однажды в неформальной беседе с Ниной Садур, русской писатель¬ницей, я спросил ее, представлено ли вообще сегодня осознание эко¬логической проблемы в русской литературе. Всегда довольно при¬ветливая, она вдруг ответила с какой-то легкой иронией, что в России нет никакого экологического сознания и еще меньше в литературе, добавив, что даже такая катастрофа, как «Чернобыль», существенно не изменила общего пренебрежения к данной проблеме, поскольку, как сказала Н. Садур, «рус¬ские все переварят». Стало понятно, что передо мной не было заинтересо-ванной аудитории, однако более всего меня поразило то, как холодно встре¬тил авторитетный представитель русской интеллигенции мое исследование, идею которого я вынашивал долгое время. И все же я решил продолжать.