Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лендваи в монографии «Лексическая семантика русского языка» освещает все основные проблемы семантики: способы номинации предметов окружающего мира, способы мотивации при наименовании, виды семантических отношений в лексике при передаче значений (синонимия, многозначность, антонимия и др.). Кроме традиционных разде¬лов семантики в книге есть и нетрадиционные разделы — о детском слово-творчестве как материале для изучения мотивации знака, о средствах со¬здания юмора на уровне мотивации знака, о восприятии значения слов при изучении иностранного языка, о кроссвордах как семантической проблеме. Против наличия этих новых разделов нельзя возражать, так как они содер¬жат очень важный материал, выразительно иллюстрирующий мотиваци-онные процессы в естественных языках.