Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Языки — это краеугольный ка¬мень образования и мира.Они поз¬воляют нам общаться со многими другими людьми, прокладывать пути в нашей личной и профессио¬нальной жизни и дают нам между-народную мобильность, которая требуется для успеха в той вселен¬ской деревне, в которой мы жи¬вем...
Тридцать лет назад я был таким же, как вы теперь. Языки и откры¬тое отношение ко всем, принятие различий в людях и уважение к ним сделали меня тем, кто я есть сейчас — помощником директора школы, в которой преподается 40 языков, и Президентом Всемирной ассоциации учителей языков.