Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С25 по 30 июня 2001 года в Москве, в Го¬сударственном институте русского язы¬ка им. А.С. Пушкина пройдет X Между¬народная олимпиада школьников по русскому языку. Ожидается, что в ней примут участие около 350 участников из 40 стран мира.
Со времени проведения первой такой олим¬пиады (1972) выросло уже целое поколение преподавателей русского языка как иностранного из числа бывших уча¬стников этого соревнования, теперь они готовят к олимпиаде своих уче¬ников.
Подготовка и проведение олимпиады осуществляется по плану деятель¬ности Международной ассоциации преподавателей русского языка и лите¬ратуры при поддержке Российского фонда мира и традиционно проводит¬ся в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина. Сегодня разработана новая программа, которая разослана в те страны мира, где ве¬дется преподавание русского языка.