Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Разговорный русский язык (Первый уровень)» является первым выпуском серии книг с таким названием. Серия предназначена для англоговорящих, желающих в короткий срок выучить рус¬ский разговорный язык. Это ситуационный учебник, в котором изучение русского языка основано на использовании популярных разговорных фраз и необходимых в повседневной жизни ситуационных тем.
В большинстве случаев нет необходимости знать русский язык в таком объеме, в каком его знают сами русские люди, а достаточно знания «легко¬го» разговорного русского языка. В этой серии книг «легкость» изучения русского языка достигается за счет: 1) подбора необходимых в повседнев¬ной жизни разговорных фраз и тем; 2) отбора из всего курса русской грам¬матики небольшого количества несложных грамматических конструкций, которых оказывается достаточно для общения на начальном этапе. Цель серии — научить многому малыми средствами — основана на бережливом отношении автора ко времени и силам учащихся.