Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Варшаве и других научных центрах Польши (Краков, Лодзь, Познань, Кельцы) сложилась хоро¬шая традиция системати¬ческого проведения кон¬ференций по славянскому языкознанию, литературо¬ведению и лингводидак-тике. Для более подроб¬ного освещения положе¬ния дел в русистике в на¬стоящей заметке мы из-бираем г. Щецин, где на базе Института славянс¬кой филологии Щецинско¬го университета ежегод¬но (с 1996 г.) организуют¬ся международные науч¬ные конференции по про¬блеме «Слово. Текст. Вре¬мя». Следует отметить, что учредители конференции находят возможным изда¬ние материалов докладов ее участников. Перед нами четыре тома с заг¬лавием «Slovo. Tekst. Czas» (т. 1 — 1996., т. 2—1997., т. 3- 1999., т. 4- 2000 г.).