Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В истории российской и мировой науки СИ. Ожегову принадлежит осо¬бое место. Жизнь каждого ученого и тем более величину такого масштаба едва ли возможно оценить по достоинству современникам: у одних он неизменно вызывал чувство восхищения, другие искали с ним «контактов», третьи попро¬сту были далеки от дела его жизни... Как бы то ни было, история все расста¬вила по своим местам. Тому новому, не¬известному ранее, что связано с име¬нем почтенного Сергея Ивановича и временем, в которое он жил и работал, посвящен наш очерк. Но вначале счита¬ем необходимым осветить основные вехи его жизни.