Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Многие люди привыкли думать, что билингв - человек, в совершенстве вла¬деющий какими-то двумя языками. К сожалению, появляется все больше до¬казательств в пользу того, что эта си¬туация абстрактна и невозможна. Нет таких языков, которые были бы во всем равны, таких стран, которые были бы абсолютно одинаково устроены. Таких культур, которые дублировались бы. Как нет и людей, поставленных в жиз¬ненные условия, когда один тип их речи зеркально отобразил или скопировал бы второй. Мы всегда говорим в оп¬ределенных обстоятельствах и с опре-деленными людьми, повторение никог¬да не бывает буквальным, даже если по форме мы повторяем второй раз одно и то же. Двуязычные же люди, кажется, постепенно становятся боль¬шинством на нашей планете.