Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Коммуникативные потребности нерус¬ских студентов-нефилологов в период их обучения в России определяют задачу фор¬мирования и совершенствования у них ре¬чевых навыков и умений в рамках учебно-профессиональной сферы. Развитие и совер¬шенствование профессиональной подготов¬ки будущих специалистов находится в пря¬мой зависимости от степени овладения ими языком изучаемой специальности. При обу¬чении русскому языку с учетом будущей спе-циальности возникает острая необходи-мость в учебных словарях по специальнос¬ти. Учебные терминологические словари «входят в единую скоординированную си¬стему средств обучения, соотносятся с дру¬гими компонентами целостного методичес-кого комплекса, реализуя единые требова¬ния к соединению и структуре средств обу¬чения» [1, с. 329].