Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русский язык является одним из бога-тейших языков мира. Основным достояни-ем его является слово. А их в русском язы-ке столько, что невозможно подсчитать, и все слова такие разные, каждое имеет свою неповторимую судьбу. В этом вы уже смогли убедиться, работая со словами на уроках русского языка.
Но откуда в русском языке столько слов? Какие-то из них пришли к нам из других языков, но таких слов сравнитель-но немного (всего 10%), поэтому заимство-вание — не самый главный способ попол-нения словарного состава. Русский язык устроен таким образом, что оказывается вполне способным самостоятельно спра-виться с задачей непрерывного обогаще-ния новыми словами. Для этого в языке бесперебойно работают специальные ме-ханизмы, основная задача которых—рож-дение новых слов, то есть словообразо-вание.