Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Известно, что рядом с художествен¬ным анализом интеллектуальной стороны человеческой личности Достоевский уде¬лял немало внимания ее эмоциональной, инстинктивной, подсознательной стороне. В его описании человека важную и неза¬менимую роль играют воспоминания, сны, галлюцинации и невербальная коммуни¬кация, действующая как внутри диалога, так и вне его. Особенно в кризисных ситу¬ациях, а таковые являются для них почти постоянным состоянием, персонажи Дос¬тоевского говорят точно всем телом — посредством движений, прикосновений, мимики, жестов, а также внешних прояв¬лений физиологических процессов, выз¬ванных их моментальным психическим состоянием (смех, плач, заикание, темп и тембр голоса, паузы...).