Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Культурные отношения между на¬родами, отличающимися языковой и эт¬нической близостью, традиционно ока¬зываются в центре внимания ученых. Как правило, рассматривается широ¬кий диапазон разных проблем, в том числе и вопросы так называемых куль¬турных влияний, открытости или замк¬нутости соответствующих культур, ги¬потетических мнений, касающихся их «размеров» (т.е. о «великой» и «малой» культурах), выделения определенных различительных признаков, представля¬ющих своеобразную национальную спе¬цифичность отдельной культуры и при-нимающих (в то же время) участие в со¬здании общемирового культурного спектра.