Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В некоторых комментариях «Пре-ступление и наказание» называется романом-трагедией, так как обнару¬живает черты, соотносимые с этим жанром. Вяч. Иванов был первым, кто подробно разработал подобное сопо¬ставление. Хотя он и считает, что ро¬ман стоит ближе всего к эпосу, но отрицает, что роман эволюциониро¬вал вплоть до вмещения в свои фор¬мы чистой трагедии. В случае с Досто¬евским роман становится трагедией в эпической форме, как «Илиада» Го¬мера [1]. В главе «Роман-трагедия» Вяч. Иванов сравнивает основные романы Достоевского с классической гречес¬кой трагедией, останавливаясь более подробно на произведениях Эсхила и Софокла. Он также привлекает вни¬мание к некоторым элементам, рас¬смотренным Аристотелем в его «По¬этике», которые могут быть обнару¬жены в романах Достоевского, а имен¬но: катастрофа, судьба, катарсис, на¬рушение законов и социальных табу, «страх и мучительное сострадание, — все это могущественно поднимает у нас со дна души жестокая муза Дос¬тоевского» [1, с. 411].