Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Выделение человека из общей совокупности живого (сенситивного и вегетативного) состоит в реализации его врожденной наклонности к общественной жизни. Сам акт такой реализации носит характер постоянно протекающего процесса: он осуществляется постольку, поскольку в его осуществлении участвует каждый отдельный представитель человеческого рода. Формой реализации является поглощение обществом каждого вновь родившегося человека и сообщение ему таких свойств, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена социума. Процесс переработки природного человека в человека общественного с сообщением ему необходимых обществу качеств носит название социализации. Одной из центральных составляющих процесса социализации человека можно считать накопление в его сознании базового знания, позволяющего человеку ориентироваться в природе и в социуме, понимать других и быть понимаемым другими.