Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В богатейшем собрании Всесоюзного музея А.С.Пушкина наряду с видами Петербурга, Москвы, Одессы и других мест, связанных с жизнью и творчеством поэта, хранятся изображения Царского Села — от гравюр по рисункам М.И.Михаева, выполненных в середине XVIII века, до произведений художников наших дней. Наиболее ценная часть нашей коллекции — виды Царского Села конца XVIII—первой трети XIX века, позволяющие нам воскресить пушкинскую пору. Особый интерес представляют работы художника Валериана Платоновича Лангера (1802—после 1865), лицеиста второго выпуска Императорского Царскосельского лицея.