Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Среди научных изданий прошлого года обращают на себя внимание специалистов Материалы III Международного семинара «Славянская культура в современном мире» (Киев, 1994). Редколлегии сборника (ответственный секретарь — канд. филол. наук, доц. С. П. Фатеев) удалось сохранить и перенести на страницы книги драгоценный дух творчества, взаимопонимания, профессиональной заин-терсованности, который царил на пленарных и секционных заседаниях. Публикация также доносит до сведения научной общественности работы ученых, которые из-за политических и материальных затруднений нашего непростого времени не могут лично присутствовать на конференциях и ощущают дефицит профессионального общения.