Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Разрешите от имени российской делегации преподавателей русского языка и литературы выразить глубокую благодарность Министерству культуры и науки земли Бавария, Объединению профессоров и доцентов славистики Германии, Союзу преподавателей русского языка Германии, Регенсбургскому университету, руководству МАПРЯЛ за большую работу по организации и проведению в ФРГ VIII Международного конгресса преподавателей русского языка и литературы и сердечно приветствовать его участников.
Основывая в 1967 году Международную ассоциацию преподавателей русского языка и литературы, участники учредительной конференции в Париже руководствовались сознанием глубокой необходимости, социально-исторической важности и своевременности международного общественного объединения преподавателей и других специалистов по русскому языку, которое представляло бы их научные интересы в международном плане.