Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Проведение конференций МАПРЯЛ, посвященных анализу проблемы подготовки учителей русского языка как иностранного, на базе Волгоградского государственного педагогического института (ВГПИ) стало традицией. На третьей международной встрече русистов в 1991 г. было принято решение провести следующую конференцию спустя три года, а в промежутке организовать симпозиум по проблемам формирования языковой личности учителя русского языка (см. «Русский язык за рубежом», 1992, № 2, с. 118—120). Однако в ходе подготовки к симпозиуму стало ясно, что количество желающих принять в нем участие и тематика выносимых на обсуждение проблем перерастает его рамки, поэтому по согласованию с секретариатом МАПРЯЛ было принято решение о досрочном проведении IV конференции русистов в Волгограде в мае 1993 г. Некоторые изменения коснулись и базы международной конференции: ВГПИ был преобразован в педагогический университет.