Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"И.Г. Милославский, С.А. Шувалова, В.Н. Киселев, Т.Н. Киселева, В.А. Кузьменкова. 10 уроков русского языка для бизнесменов. Москва, МП «Вернисаж», 1992"
Рецензируемое пособие — оперативный отклик на новые общественные потребности иностранцев, а именно — деловых людей, стремящихся проникнуть на российский рынок и закрепиться на нем, в конечном итоге — наладить экономические связи с Россией.
Базу коммуникативной практики бизнесмена составляет финансово-коммерческая терминология и фразеология, известный набор ситуативно-тематических репертуаров, сфера делового, профессионального речевого этикета и некоторые существенные фрагменты общеупотребительного (общекультурного) речевого этикета, а также совокупность необходимых страноведческих знаний.