Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы на примере текстуального анализа очень маленького (всего два абзаца) отрывка из повести «Старосветские помещики» показать, как с помощью различных форм языка Гоголь создает художественный образ своих героев и вместе с тем выражает свое субъективное отношение к ним.
Как известно, личность писателя и особенности его восприятия действительности находят адекватное выражение не только в системе его образов, развитии сюжета и композиционной структуре, но и, прежде всего, в первооснове литературного произведения — языке. Если перед нами действительно талантливый писатель, то его стиль индивидуален, и это относится ко всем его компонентам: словарю, синтаксису, ритму, интонации.