Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Духовные, культурные и языковые взаимоотношения между болгарским и русским народами не имеют себе равных по своему богатству, силе, значению, охвату и продолжительности. Родство между обоими народами связано не только происхождением от одного корня. Более десяти столетий оба народа связаны духовной культурой.
Болгарское государство, одно из древнейших в Европе, было создано в 681 г. В 864 г. князь Борис I крестил Болгарию, приняв вос-точновизантийский (православный) вариант христианства. Девятый, десятый и одиннадцатый века — это золотой для болгарской христианской культуры период: переводится с греко-византийского языка огромное количество книг, сочиняется оригинальная литература, строятся церкви и монастыри, развивается искусство.