Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Жизнь поэта Гаврилы Романовича Державина — увлекательная повесть XVIII столетия о мелкопоместном дворянине и солдате, достигшем благодаря трудолюбию, честности и поэтическому дарованию высших степеней в государстве. Две страсти боролись в душе Державина — служебное рвение и любовь к музам. В автоэпитафии, созданной в конце жизни, поэт с горечью признавал: «Здесь лежит Державин, который поддерживал правосудие, но, подавленный неправдою, пал, защищая законы». Честно и ревностно исполнявший долг дворянина, он не мог долго удержаться ни на военной, ни на статской, ни на придворной службе, требовавших не только профессионализма знаний, но и умения ладить с царскими чиновниками и вельможами. История служебной деятельности Державина полна головокружительных взлетов и падений. Изгнанный со службы, поэт со всей страстью отдавался стихотворству. Самовыражение личности в слове было для него делом государственной значимости. Стих Державина обладал удивительной энергией, энергией жизнетворчества, а каждый поступок осознавался и оценивался через поэтическое слово.