Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаемые материалы предназначены для работы на продвинутом этапе обучения и посвящены проблемам, связанным с понятием «русская интеллигенция». Тексты — высказывания философов, литераторов, журналистов о роли интеллигенции в истории России, представлены в виде монологов, диалогов, бесед. Основной целью работы с данными материалами является развитие навыков диалогической речи, подготовка к участию в дискуссии по указанной проблеме. Тексты сопровождаются страноведческим комментарием. Лексический материал семантизируется в предтекстовых заданиях, направленных на снятие лексических и понятийных трудностей при чтении. После текстовые задания направлены на активизацию лексики и на развитие навыков диалогической речи. Работа с ключевыми понятиями после чтения поможет точнее оперировать ими в заключительной дискуссии. По выделенным ключевым понятиям целесообразно провести микродискуссии с использованием необходимых речевых стереотипов. В конце работы с текстами учащимся предлагается принять участие в дискуссии на заданную тему. Вопросы, сформулированные в послетекстовых заданиях помогут очертить круг проблем и организовать беседу с учётом интересов учащихся.