Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Двуязычные словари являются, пожалуй, одними из самых обделенных рецензиями изданий в периодике. На первый взгляд, казалось бы, зачем это нужно, и так все ясно: бери слова и выражения одного языка и находи соответствующие эквиваленты в другом. Но лингвисты, да и профессиональные переводчики прекрасно знают, насколько непрост и неоднозначен этот процесс, как богатство сопоставляемых языков ставит перед специалистами трудную проблему выбора оптимального варианта перевода. Поэтому попытка серьезного лингвистического анализа даже небольшого словаря может вылиться в специальное исследование сопоставительного плана.