Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Взяв слова Андрея Белого (из стихотворения, посвященного Марине Цветаевой, — «Неисчисляемы орбиты...», 1922 [1, с. 299]) в качестве заглавия, хочу предложить читателю — давайте помечтаем. Пусть бы Марина Ивановна родилась не в 1892 году, а, скажем, в 1872-м. То есть получила бы еще двадцать лет гармоничного существования — до того, как «весь мир насилья» был разрушен. К октябрю 1917-го ей было бы 45, а не 25. Жизнь в целом сбылась бы — в нормальных условиях. За эти двадцать мечтаемых лет Цветаева написала бы множество стихотворений, поэм, драматических произведений — не в угнетенном (преодолеваемом постоянным напряжением воли), а в нормальном душевном состоянии: как влюбленная женщина (естественно, и страдающая влюбленная женщина), как счастливая мать (естественно, и тревожимая судьбой детей), как поклонница Пушкина и Блока, великодушная спутница своих коллег по «струнному ремеслу» да и просто по земному бытию...