Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В этом номере журнала мы начинаем публикацию серии учебных материалов под общим названием «Простая история». Эта серия адресована взрослым, изучающим русский язык как самостоятельно, так и под руководством преподавателя.
Предлагаемые учебные материалы ориентированы на учащихся среднего уровня, владеющих основами русской грамматики и продолжающих изучение языка как в условиях языковой среды, так и вне её.
Каждый урок содержит текст для чтения и систему упражнений, включающую тренировочные упражнения по грамматике и лексике. Выполнение этих заданий подготавливает учащихся к работе над речевыми и коммуникативными заданиями, направленными на развитие устной речи. Текст урока служит основой для работы над лексическими и разговорными темами. В первом уроке это темы «Семья», «На вокзале», «Разговор по телефону». В следующих работах серии планируются темы «Знакомство», «Город и транспорт», «В магазине», «Человек, внешность, характер», «Прогулка по городу» и др. Тексты данной серии учебных материалов объединяются единым сюжетом, однако уроки серии могут использоваться и выборочно в качестве дополнительного материала к существующим учебным программам.