Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На уроке юмор всегда вносит элемент оживления, а эмоциональный эффект, полученный от просмотра фильма, заставляет учащегося забыть о том, что он в школе, и целиком «отдаться» восприятию фильма, если даже этот фильм звучит на иностранном языке. А если к тому же фильм мультипликационный, и главные герои в нем наделены определенным характером и это забавные фигуры — иностранец Ник, изучающий русский язык и поэтому приехавший в Москву со своим другом попугаем, который постоянно повторяет его слова и фразы и этим облегчает ученикам их понимание и заучивание, то станет ясно — почему видеокурс «Добро пожаловать!» (авторы Л. П. Мухин и Л. Б. Шамшин) уже стал одним из любимых не только у преподавателей, но и у учеников.