Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Занятия в Анкарском университете начинаются в октябре. Наверное, это самый «золотой» и быстротечный кусочек турецкой осени. Необыкновенно ясное небо, теплый воздух, оживленные кафе под пестрыми тентами. Горожане спешат посидеть за столиками на улицах и в парках, выпить чашечку душистого кофе — ведь скоро эти кафе опустеют до весны, до первого тепла. Молодежь, шумная, веселая, спешит в университеты. В Анкаре их несколько: государственных и частных. Анкарский университет — государственный. Он пользуется хорошей репутацией и готовит специалистов разного профиля.