Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Представленные материалы посвящены христианскому празднику Пасхи. В них рассказывается об истории возникновения этого праздника, праздничных ритуалах, о русских обычаях, связанных с Пасхой. Фрагмент романа JI. Н. Толстого «Воскресение» дополнит представление читателей о праздновании Пасхи в России.
Тексты сопровождаются комментариями и заданиями. Предтекстовые задания, направленные на облегчение восприятия текстов, толкуют лексику, характерную для религиозной литературы, устаревшие слова и слова, относящиеся к высокому стилю речи, которые также являются отличительной чертой текстов религиозного содержания. Предтекстовая работа над остальной лексикой организуется преподавателем, если этого требуют конкретные условия обучения. Притекстовые задания обеспечивают адекватное восприятие учащимися содержания текстов.