Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Возможно ли вместить историю русской литературы с X по XX вв. в одну книгу? Подобные опыты, предпринимавшиеся неоднократно в прошлом в России и в других странах, при всем том, что каждый из них в той или иной мере удовлетворял учебно-просветительские запросы, не давали основания вполне убедительно ответить на этот вопрос. Выпущенная издательством «Русский язык» в 1989 г. для студентов-иностранцев «История русской литературы X—XX веков» В. И. Кулешова впервые показала возможность такого издания. Этот вывод был подтвержден на VII конгрессе МАПРЯЛ представителями многих стран. С большой заинтересованностью книга была обсуждена и с сожалением отмечена ее недоступность — тираж в 22 тыс. экз. сразу же разошелся, удовлетворив едва ли десятую часть тех, кто хотел бы ее приобрести.