Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На прошлой Генеральной ассамблее мы констатировали, что VI, Будапештский, конгресс знаменовал переход к новому этапу развития русистики. Сущность завершившейся фазы в историческом процессе распространения русского языка в мире мы усматривали в образовании «очагов русской речи» (люди, получившие образование в СССР и составляющие влиятельный и заметный слой интеллигенции своих стран, соотечественники, проживающие постоянно или работающие за рубежом и пр.), вообще в росте числа людей, владеющих русским языком, в укоренении его в системе просвещения и высшего образования многих государств. Все это создавало почву для выдвижения на передний план коммуникативного аспекта — использования русского языка как фактического средства обучения.