Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В начале декабря позвонил Жан-Пьер, сынишка моих друзей, и озабоченным голосом попросил помочь ему с глаголами движения. Жан-Пьеру двенадцать лет. Русский язык он изучает сравнительно недавно, и с системой русского глагола, такой непохожей на французскую, у него еще много мороки. «Идти — ходить, лететь — летать... ехать — поехать», — усердно штудировали мы днем позже, добросовестно придерживаясь старого и надежного учебника Пулькиной. До первого тура олимпиады по русскому языку оставалось совсем мало времени, а вопросы и по бесприставочным глаголам движения, и по глаголам несовершенного/совершенного вида, конечно же, должны были войти в программу предлагаемых тестов. Я хорошо понимал волнение и энтузиазм парижского школьника.