Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Педагогика может подойти к анализу и интерпретации потребностей общества по вопросам воспитания и школы с разных точек зрения. В этой статье будут затронуты две из них, наиболее значимые, если учесть современное состояние нравственности, культуры и уровня образованности отдельного человека и общества в целом, а именно: точка зрения философско-этическая и точка зрения научно-техническая. Можно поставить вопрос так: что первично, определяюще, и что вторично, определяемо, в единстве двух сторон воспитания: подготовка человека к жизни как к индивидуально и социально полноценному бытию (которое выходит за рамки общественной активности) или подготовка человека к жизни как творческой трудовой деятельности — в науке, технике, производстве, экономике, культуре, политике и т. д.?